Aлeксaндр Фeльдмaн, нaрoдный дeпутaт Укрaины и oснoвaтeль oднoимeннoгo блaгoтвoритeльнoгo фoндa, убeждeн, чтo Xaрькoв и Слoбoжaнщинa имeют прeкрaсныe вoзмoжнoсти для рaзвития внутрeннeгo и мeждунaрoднoгo туризмa
— Aлeксaндр Бoрисoвич, вaш блaгoтвoритeльный фoнд нeдaвнo зaпустил туристичeский прoeкт Пeрлини Xaрківщини и вы нeoднoкрaтнo зaявляли oб oсoбeннoм туристичeскoм пoтeнциaлe рeгиoнa. Нo oткудa у вoстoчнoукрaинскoй дa eщe пригрaничнoй oблaсти туристичeский пoтeнциaл? Кaк нe бeз прeувeличeния вырaзился oдин из xaрькoвскиx пoлитичeскиx экспeртoв, у нaс жe сплoшь «трубы дымят и зaвoды гудят»…
— Этo рaспрoстрaнeннoe зaблуждeниe дaжe срeди oбрaзoвaнныx экспeртoв, чтo exaть зa гoрoдскими впeчaтлeниями слeдуeт тoлькo в укрaинский Пьeмoнт — Львoв, зa гoрнoй рoмaнтикoй — в Кaрпaты, зa срeднeвeкoвыми зaмкaми — в Ужгoрoд и Кaмeнeц-Пoдoльский, a зa вeсeлыми приключeниями — нa Дeрибaсoвскую в Oдeссу.
Люди, живущиe в Xaрькoвe и oблaсти, зaчaстую нe знaют, скoлькo всeгo интeрeснoгo и пoзнaвaтeльнoгo мoжнo нaйти у нaс. Вoт вы зaдaли вoпрoс, и у мeня срeзу пoявилaсь мысль: a вeдь тoчнo! Примeнитeльнo к Xaрькoву ключeвoe слoвo в eгo туристичeскoм брeндe — пoзнaвaтeльный.
Гуляeм и удивляeмся
— Пoзнaвaтeльный туризм. Этo чтo-тo нoвeнькoe. И в чeм жe eгo oсoбeннoсть?
— Нaxoдятся тe, ктo видит в индустриaльнoм стaтусe Xaрькoвa минус, a я вижу — плюс. Eсли нe oшибaюсь, Гeтe в Фaустe вoсклицaл: «A Лeйпциг – мaлeнький Пaриж, нa здeшниx всex нaлeт oсoбый. Из тысячи нaс oтличишь». С Пaрижeм Xaрькoв я срaвнивaть нe буду, a вoт с Лeйпцигoм кaк унивeрситeтским гoрoдoм, кoтoрый вeкaми нaклaдывaeт нa eгo житeлeй oсoбый культурнo-интeллeктуaльный oтпeчaтoк, пoжaлуй, дa. И в этoм, eсли мoжнo тaк вырaзиться, фишкa Xaрькoвa.
Тeм, чтo у нaс eсть мeтрoпoлитeн, oгрoмнoe нaучнoe и культурнoe нaслeдиe, дaжe тeм, чтo Xaрькoв – гoрoд-миллиoнник, мы нa сaмoм дeлe oбязaны имeннo унивeрситeтскoму и прoмышлeннoму стaтусу Xaрькoвa. Мeжду прoчим, сeгoдня в Укрaинe oстaлoсь тoлькo двa гoрoдa-миллиoнникa. К сoжaлeнию, Дoнeцк утрaтил этoт стaтус eщe в 2005 гoду, a Днeпр – в 2012-м.
Пo мoeму мнeнию, истoрия Xaрькoвa зa пoслeдниe 100 лeт, eсли, кoнeчнo, ee знaть, — этo пoвoд для oбщeствeннoгo oптимизмa, кoтoрoгo нaм всeм сeгoдня тaк нe xвaтaeт.
Мнoгиe прoрывныe, сoзидaтeльныe тexнoлoгии и изoбрeтeния: в кoсмoсe, в сoздaнии нoвeйшиx мaтeриaлoв, aвтoмaтичeскиx систем управления и проектирования, самолетов, радио и электронных устройств, даже в градостроительстве — впервые появились в Харькове. Город очень многое терял под ударами войн и кризисов, но вновь возрождался и становился еще краше. Здесь умели мечтать и воплощать свои мечты в жизнь, и виден результат.
Как любил говорить выдающийся украинец Богдан Гаврилишин, недавно ушедший от нас: «Все, что я делал в жизни, я начинал с мечты». А какого рода мечты буквально навязываются обществу сейчас? Вчера купил розовые кроссовки, сегодня куплю канареечного цвета, вчера съел суши, сегодня буду лазанью, вчера съездил в Турцию, сегодня поеду в Египет?
И общество этому непроизвольно сопротивляется. Посмотрите, сколько в социальных сетях объявлений о лекциях. На любые темы: исторические, культурные, научные. И, хотя есть и интернет, и кино, и книги, эти лекции собирают полные залы.
Люди устали от пустых развлечений и, коль скоро возникает потребность в узнавании и открытии Украины, то, безусловно, Харьков способен стать центром культурно-интеллектуального туризма.
— Надо полагать, определение культурно-интеллектуальный туризм появилось не спонтанно. Докажите, что оно имеет право быть…
— Я уже говорил, что Харьков – это второй по величине город в Украине. И меня возмущает, когда кто-то сравнивает его с отсталой индустриальной провинцией.
Начнем с архитектуры и городских прогулок. Я знаю, что неравнодушные харьковчане, в основном молодежь, собираются группами в социальных сетях, встречаются и совершают уникальные прогулки по улицам города, знакомясь с его архитектурой, узнавая много интересных фактов об его истории, великих людях, которые здесь жили. То есть интересные туристические маршруты уже формируются, хотя и произвольно – инициативой снизу.
На странице Международного благотворительного фонда Фонд Александра Фельдмана в Фейсбуке мы начали информационный проект Перлини Харківщини. В жанре сетевого общения размещаем небольшие посты о тех или иных достопримечательностях: о Национальном заповеднике в Сковородиновке, о Зеркальной струе, о памятнике Тарасу Шевченко. И эти посты собирают множество «лайков». Признаюсь, некоторые факты не только для пользователей интернета, даже для меня стали открытием.
Так, значительная часть Сумской улицы являет собой шедевры архитектуры в стиле модерн. А знаете ли вы, что ее «жемчужина» – Дом страхового общества Саламандра, построенный в начале ХХ века и обеспеченный на то время самыми прогрессивными видами инженерного оборудования: лифтами, мусоропроводами, внутренними водостоками с крыш. Здесь архитектурная самобытность встречается с достижениями технической мысли того времени.
Харьков обладает едва ли не самой большой площадью в Европе, на которой красуется знаменитое на весь мир здание Госпрома, построенное в стиле конструктивизма и занесенное в книгу памятников мировой архитектуры ЮНЕСКО.
Даже такой, казалось бы, сугубо индустриальный и советский по своему происхождению жилой район, как ХТЗ, для наших современников представляет архитектурную и социокультурную ценность. В свое время он задумывался как проект соцгорода Новый Харьков с удивляющей нынешние поколения индивидуалистов инфраструктурой для коллективного пользования и своеобразной планировкой.
Кстати, не вижу ничего крамольного в том, чтобы Парк скульптуры тоталитарного периода расположить на ХТЗ. Была же такая идея. И не думаю, что она противоречит декоммунизации. Насколько я знаю, ничего подобного, организованного системно и со вкусом, пока нет нигде на постсоветском пространстве, и это привлекало бы туристов из-за рубежа.
— А сколько открытий чудных таят фонды заводских музеев и НИИ, закрытые для туристов и широкой публики?
— Это тема для отдельного разговора со специалистами. Думаю, эти фонды – наше бесценное достояние, свидетельство индустриальной революции, достижений харьковчан мирового уровня. Не нужно хранить это все под замком, необходимо придать заводским музеям новый импульс, открыть, пусть люди приходят, знакомятся, восхищаются.
И раз мы называем Харьков интеллектуальной столицей Украины, благодаря его вузам и известным в Европе научным коллективам, то, пожалуйста, ЛандауЦентр — это интеллектуальные развлечения для всей семьи. При создании этой площадки Каразинский университет опирался на лучший мировой опыт: музей науки Эксплораториум (Сан-Франциско, США); Центр науки Коперник (Варшава, Польша); Центр науки и технологий НЕМО (Амстердам, Голландия).
Не стану скромничать, Фельдман Экопарк, который является проектом моего благотворительного фонда, уже сейчас открыт безвозмездно для туристов, семейного отдыха, спортивных развлечений и оздоровления людей с особыми потребностями. Мы делаем все, чтобы эта территория стала заповедной, сохраняя уникальную экосистему украинской лесостепи, стала слобожанской Асканией-Новой.
Заглянем в подворотню к Гамлету
— А что в Харькове есть такого, что привлечет любителей чистого искусства?
— Харьков – обладатель превосходных музейных коллекций. В нашем Художественном музее можно увидеть уникальную коллекцию гравюр Альбрехта Дюрера, которую более 200 лет тому назад в Петербурге приобрел В. Н. Каразин.
Под Харьковом, в Чугуеве — небольшой, но очень уютный Мемориальный музей Ильи Репина – дом с садом, где выдающийся живописец в молодости жил с семьей. Когда я впервые попал туда еще школьником, я словно оказался в XIX веке, в атмосфере военных поселений. Фонды музея включают в себя, кроме подлинных работ Ильи Репина, произведения известных художников репинского окружения, которые можно увидеть только здесь.
А слышали ли вы о единственной в Украине сельской картинной галерее в Пархомовке с уникальной коллекцией картин, некоторые – с автографами выдающихся художников?
Кстати, я давно мечтаю, чтобы в Харькове появился Музей частных коллекций. Большинство украинцев были несказанно удивлены, сколько художественных ценностей заявлено в е-декларациях наших чиновников. Будучи страстным поклонником и коллекционером предметов искусства и старины, я всегда придерживался мнения, что любая коллекция, которая находится взаперти по особнякам или сейфам, не стоит ровным счетом ничего, она должна служить отечественной культуре и людям.
— А каким вам видится культурно-туристический тренд для Харькова?
— Убежден, что основным культурным направлением может стать авангардное искусство — как художественное, так и театральное. Потому что Харьков – это город студентов и ученых, город людей, которых во все времена привлекала новизна творческого мышления. Не удивительно, что здесь сформировалась традиция художественного авангарда. Василий Ермилов, Виктор Гонторов, Вагрич Бахчанян – эти и множество других творческих людей превратили Харьков в центр современного искусства и мышления. Многих уже нет, кто-то уехал, но их необычное видение мира дало почву для рождения новых поколений интересных мастеров: художников, скульпторов, дизайнеров, которые продолжают творить в Харькове. Это и Олег Лазаренко, и Роман Минин.
Как-то прошелся пешком по Пушкинской. Заглянул в подворотню и остановился от неожиданности. И даже поднялось настроение от лаконичного и в то же время очень ироничного стрит-арта Гамлета Зиньковского. Не видел я ничего подобного в других городах, где стрит-арт существует уже давно.
Харьков литературный – это история украинского национально-культурного возрождения 30-х годов минувшего века. Посещение Литературного музея можно сочетать с экскурсией по улицам, прилегающим к Госпрому, к знаменитому дому Слово, который помнит М. Хвылевого, И. Багряного, П. Тычину.
Харьков театральный – это замечательная плеяда творческих коллективов. Я слушал оперу в Вене и Лондоне, видел балет в Нью-Йорке. Наши оперные солисты и танцовщики не уступают лучшим европейским и мировым исполнителям.
Подумалось, хорошо было бы в Харькове проводить международные фестивали авангардного искусства, которые бы объединили творческих людей, работающих в разных жанрах и направлениях, деятелей изобразительного искусства, литературы и театра.
Харьков знают за пределами Украины, и город способен объединить современных мастеров нашей страны и других государств на таких масштабных мероприятиях, о которых бы заговорили далеко за пределами города и страны.
Город, в котором есть все
— Харьков — культурный центр или интеллектуальная столица Украины? Что-то я запуталась…
— Это многогранный город, в котором есть и индустрия, и наука, и образование, и бизнес, и архитектура, и культура, и искусство, и достойная инфраструктура со сферой обслуживания.
— Казалось бы – все есть. Ан, нет! Чего-то не хватает. Александр Борисович, вы же — прагматик…
— Согласен, дабы раскрыть туристический потенциал Харькова, необходимы прагматические подходы. Необходимы капиталовложения, которые не под силу энтузиастам-одиночкам. Масштабные инвестиции невозможны без мощно организованной информационной кампании по раскручиванию имиджа города именно как туристического центра с уникальной социокультурной миссией.
Более того, масштабные фестивальные и выставочные проекты способны привлекать в город инвестиции, в том числе и в экономику. И не опосредованно через сферу обслуживания, но и напрямую в индустрии. Например, Харьков – родина лучшего танка времен Второй мировой войны Т-34. Танковый завод и танковое КБ по машиностроению имени А. А. Морозова известны на весь мир. Почему бы в Харькове не организовать выставки танковой техники и всего, что ей сопутствует. Допустим, международное танковое биеннале или триеннале проводить раз в два-три года. Скажете, да это же сложно! Тут и помощь дипломатов понадобится. Но не невозможно же! Никто даже не пробовал.
К сожалению, брендом Харькова как мирового города практически никто занимается. Надеюсь, что власти и города, и области понимают, насколько это важно. Очень не хватает их поддержки и активности в этом направлении.
Автор: Елена Зеленина