Сaмoe зaгaдoчнoe и притягaтeльнoe мeстo Турции, сaмaя интeрeснaя и нeoбычнaя экскурсия, сaмaя живoписнaя дoлинa Aнaтoлии – этo всe o тaинствeннoй и дрeвнeй дoлинe Кaппaдoкии.
Кaк ни стрaннo, нeсмoтря нa тo, чтo взглянуть нa этo уникaльнoe мeстo приeзжaют туристы сo всex угoлкoв зeмнoгo шaрa, экскурсия в Кaппaдoкию нe oчeнь пoпулярнa срeди рoссиян. Вoзмoжнo, этo связaнo с дaльнoстью пoeздки и ee стoимoстью, a вoзмoжнo – с тeм, чтo нaзвaть эту пoeздку рaзвлeкaтeльнoй никaк нeльзя. A вoт в высшeй стeпeни пoзнaвaтeльнoй и зaxвaтывaющeй – впoлнe.
Гeoгрaфичeскoe пoлoжeниe и гeoлoгичeскиe oсoбeннoсти Кaппaдoкии
Нa прoтяжeнии вeкoв грaницы Кaппaдoкии пoстoяннo мeнялись, тo умeньшaясь, тo увeличивaясь. В нaстoящee врeмя тaк принятo нaзывaть oбширную плoскoгoрную рaвнину в сaмoм сeрдцe пoлуoстрoвa Мaлaя Aзия. Прирoдныe грaницы этoй мeстнoсти рaздeлeны мeжду прoвинциями Кaйсeри, Нeвшexир, Нийдe и Aксaрaй. Климaт в дoлинe кoнтинeнтaльный зaсушливый – чeрeз тeрритoрию рaвнины прoтeкaeт всeгo пaрa нe сaмыx пoлнoвoдныx рeк (Йeшиль-ырмaк – «Зeлeнaя рeкa» и Кызыл-ырмaк – «Крaснaя рeкa»), и eсть нeскoлькo нeбoльшиx oзeр, сaмoe крупнoe из кoтoрыx oзeрo Туз («Сoль») – с сoлeнoй вoдoй. Зимoй здeсь вoзмoжны дoвoльнo сильныe зaмoрoзки.
Сaмaя глaвнaя oтличитeльнaя oсoбeннoсть этoй мeстнoсти сoстoит, прeждe всeгo, в ee нeoбычнoм гeoлoгичeскoм стрoeнии, a имeннo – уникaльнoм лaндшaфтe вулкaничeскoгo прoисxoждeния. Бoлee 60 миллиoнoв лeт нaзaд, кoгдa шлo пeрeстрoeниe тeктoничeскиx плит и oбрaзoвaлись Таврские горы, вся равнина современной Центральной Анатолии оказалась покрыта глубокими разломами в земной коре. Это привело к выходу на поверхность глубинной магмы, образованию и извержению множества крупных и поверхностных вулканов. Потоки лавы и слои туфа со временем заполняли неровности ландшафта, образуя пологую долину. До сих пор здесь можно увидеть застывшие, окаменелые потоки лавы и наполовину ушедшие под землю кратеры потухших вулканов.
Спустя несколько миллионов лет климат в очередной изменился, в долину пришли ливни, полноводные реки и заморозки. Это привело к образованию трещин и эрозии почвы, которая стала выветриваться и осыпаться под воздействием разницы температур. Там, где вулканический туф был покрыт коркой застывшей лавы, почва осталась нетронутой, что и привело к образованию знаменитых «каменных грибов» Каппадокии. Турецкое название этого явления – «пери баджалары» переводится как «ведьмины дымоходы».
История зарождения Каппадокии
История этого региона началась еще 5 тысяч лет назад и не менее уникальна, чем само происхождение долины. Причиной тому стало географическое местоположение Каппадокии – в самом центре Малой Азии, на пересечении торговых путей, на пути имперских войн, на месте рождения и упадка великих цивилизаций. За все время своего политического существования эта местность поочередно входила в состав Хеттского, Армянского, Македонского и Понтийского царств, Персидской, Римской, Византийской и Османской Империй.
Одним из самых первых могущественных государств на территории современной Каппадокии было могущественное Хеттское царство. Хетты пришли в эту местность в XVIII веке до н. э. На реке Кызыл-ырмак хеттский государь Хаттусили I основал столицу Хаттушаш, которую его потомки украсили языческими храмами и большим скальным святилищем. Скала-святилище до сих пор существует близ турецкого города Богазкёй и носит названия Язылыкайя («Расписная скала»). Внутри прекрасно сохранились многочисленные надписи, рисунки, барельефы и скульптуры хеттских богов.
На смену хеттам в Каппадокию пришла тысячелетняя эпоха под владычеством Персидской Империи. Несмотря на существенный период господства, персы не оставили особых культурных или архитектурных следов своего пребывания. Народ воинов был более приспособлен для разрушений и военных походов, чем для созидания. Однако именно от персов Каппадокия получила свое название – «катпатука» в переводе с персидского означало «край прекрасных лошадей». Позже греки немного «подогнали» это имя под греческий эквивалент.
Военная кампания Александра Македонского напрямую не затронула регион Каппадокии, хоть он и разгромил Персидскую империю в 331 году до н. э., выгнав персов из Малой Азии. Однако мятежный персидский сатрап Ариарат I, правивший в Каппадокии, не пожелал покидать насиженное место и постарался завоевать часть утраченных земель. Спустя 10 лет наместник Александра Великого в Малой Азии Эвмен выиграл решающую битву и казнил мятежника. Так Каппадокия стала македонской сатрапией (автономной областью).
В следующий исторический период Каппадокия приобрела частичную независимость и стала отдельным государством, сохраняя влияние соседнего Понтийского царства. По иронии судьбы, ее первым правителем стал Ариарат II, племянник того самого персидского мятежника, отвоевавший свою вотчину обратно спустя 30 лет.
Христианская культура в Каппадокии
Христианство получило широкое распространение в Каппадокии почти с самого начала – с I века н. э. Почти сразу эта религия вытеснила из региона все языческие культы и верования. Находясь на перекрестке основных христианских центров того времени – Константинополя, Антиохии и Сирии, Каппадокия почти сразу стала одним из главных центров распространения новой религии.
Упоминание об этой местности и ее жителях можно найти в Новом Завете, а некоторые апостолы жили и проповедовали здесь, в частности Андрей Первозванный, Петр и Павел. Именно в это время стали появляться многочисленные скиты и монастыри, выдолбленные в скалах. Город стал просветительским и культурным центром раннего христианства. Отсюда в свое время двинулись проповедники нести новую веру в населенную варварами Европу, а также Армению и Грузию.
Сейчас это место паломничества христиан со всего света. Каждый верующий стремится увидеть место, где все зарождалось и с чего все начиналось.
Пещерные поселения и подземные города Каппадокии
Природа потрудилась над созданием долина Каппадокии, а люди постарались мудро воспользоваться таким подарком судьбы. Подземные города и жилые дома внутри скал и «каменных грибов» начали создавать еще е 4 тысячи лет назад, задолго до зарождения христианства. Тому было несколько существенных причин. Во-первых, вулканический туф очень удобен в таком строительстве – мягок и податлив при выдалбливании, при соприкосновении с воздухом он намертво каменеет. Во-вторых, это быстрее, дешевле и удобней, чем строить целый дом. Традиция пристраивать жилища к скалам сохранилась в этой местности до сих пор. В-третьих, многочисленные войны и религиозные гонения сделали подземные и пещерные убежища настоящим спасением для местных жителей и опальных монахов.
В настоящее время обнаружено 6 подземных городов, а количество церквей, скитов и монастырей переходит на сотни. Многие из них украшены фресками и изображениями тончайшей работы, датированных IX-XI веками. В большинстве своем эти места населяли христианские монахи-отшельники, каждый из которых имел возможность построить свой собственный скит, где бы его уж точно никто не беспокоил. Во многие монастыри можно забраться только по веревочным лестницам или редким ступеням, выдолбленным в скале.
Одним из самых посещаемых мест в долине Каппадокии является национальный парк Гёреме, территория которого занимает 300 км2. Множество монастырей и 6 крупных церквей находятся на его территории. Сам парк, а также пещерные поселения и подземные города Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как уже говорилось, сюда приезжают туристы с самых дальних уголков планеты, чтобы только взглянуть на это чудо.
Самое захватывающее зрелище, на которое ни в коем случае не стоит жалеть денег и времени – экскурсия на воздушном шаре по долине Каппадокии. Увидеть это чудесное творение природы с высоты птичьего полета – по-настоящему ни с чем не сравнимое ощущение. Осознать, что в этом самом месте на протяжении тысячелетий творилась история континента. Почувствовать, как целенаправленно и преданно трудились люди, создавая монастыри, церкви и подземные города. Понять, почему же мудрые персы так точно назвали это место – «страна прекрасных лошадей».