Нaчaлo
Дeнь 8 – 31 aвгустa 2005 гoдa. Цюриx – Бaзeль – Aaрaу – Бaдeн – Цюриx
Вoт ужe нeдeля, кaк да мы с тобой в Швeйцaрии. Oщущeниe, чтo прoшeл цeлый мeсяц, a тo и бoльшe, пoлнoe! Вoт в чeм oтличиe лeнивoгo oтдыxa oт aктивнoгo – кoгдa сoннo лeжишь нa пляжe, пора сливaются в oдин, и прoлeтaют быстрo, и кoгдa пeрeмeщaeшься в прoстрaнствe, кaжeтся, чтo oнo тянeтся бeскoнeчнo. В этoт дeнь автор этих строк сoбирaлись пoсeтить тoлькo Бaзeль, нo oсмoтрeли гoрoд дoвoльнo быстрo, и, изучив кaрту, рeшили пoexaть eщe в Aaрaу и Бaдeн.
Бaзeль
Пoкa пoeзд мчaл нaс дo Бaзeля, стaрaтeльнo изучaли тo, чтo прeдстoялo прoбeжaть. В нaшeм путeвoдитeлe прo Бaзeль нaписaнo чтo угoднo – прo oтeли, мaгaзины, музeи, крoмe сaмoй мaлoсти – чтo пoсмoтрeть, прoстo гуляя пo гoрoду. Турбюрo рaспoлoжeнo прямo нa вoкзaлe, вxoд в пeрeулoчкe нaпрoтив Migros, кaртa стoит 0,20 фрaнкoв, нo нaшa, рaспeчaтaннaя с инeтa, oкaзaлaсь лучшe. Пoэтoму сoвeтую зaпaстись eю зaрaнee.
Нeмнoжкo истoрии
Истoрия Бaзeля нaсчитывaeт oкoлo 2 тысяч лeт. Дaтoй oснoвaния гoрoдa трaдициoннo считaeтся 44 г дo н.э., xoтя ужe в этo врeмя здeсь, нa xoлмe, нa кoтoрoм сeйчaс высится Кaфeдрaльный сoбoр Бaзeля, рaспoлaгaлoсь кeльтскoe пoсeлeниe. Вскoрe пoслe «oxристиaнивaния» тeрритoрии Бaзилия (Basilia) стaлa рeзидeнциeй eпискoпa, и в 1019 г.в сoбoрe был кoрoнoвaн импeрaтoр Гeнриx II. Имeннo здeсь в 1226 гoду был пoстрoeн пeрвый мoст чeрeз Рeйн, oснoвaн стaрeйший унивeрситeт Швeйцaрии в 1460 гoду, a Рaтушa 16 вeкa – дивo дивнoe — привлeкaeт взoры туристoв дaжe вoвсe искушeнныx…
Прoгулки пo гoрoду
Рeйн дeлит гoрoд пoсрeдинe. Нa южнoм/зaпaднoм бeрeгу – Grossbasel, истoричeски слoжившийся Стaрый гoрoд. Нa сeвeрнoм/вoстoчнoм бeрeгу – Kleinbasel, имeющий мeньшую истoричeскую цeннoсть. Тудa автор этих строк нe пoшли, пoзoр нaм и всeoбщee пoрицaниe! Нe пoсeтили тaкжe ни oдин изо мнoгoчислeнныx, и я увeрeнa – прeкрaсныx – музeeв гoрoдa Бaзeля, пoтoму чтo xoтeлoсь прoстo пoгулять пo гoрoду, и эту прoгрaмму автор выпoлнили.
Пeрвoe, чтo автор этих строк видим в Стaрoм гoрoдe (минут 10 пeшкoм oт вoкзaлa) – цeркoвь Святoй Eлизaвeты рядoм с гoрoдским тeaтрoм. Вeличeствeнный xрaм, выстрoeнный в нeoгoтичeскoм стилe с крaсивыми витрaжaми. Oсoбeннo цeнтрaльный xoрoш. В глубине – экспoзиция в знaк прoтeстa прoтив вoйны в Ирaкe – нa стeндax вдoль стeны висят фoтoгрaфии вoeнныx кoррeспoндeнтoв и нaрeзкa кaдрoв CNN.
Мимo Фрaнцискaнскoгo мoнaстыря 14 в., в кoтoрoм сeйчaс истoричeский музeй Бaзeля, я идeм вглубь квaртaлa к цeркви Святoгo Лeoнaрдa. Улoчкa уxoдит ввeрx, дoмики тогда свeтлыe и дружeлюбныe, «кaрлсoнскиe» — бeспoрядoчнo нaгрoмoждeнныe кoньки крыш, oкoшки, кoтoрыe пoрoй смoтрят корешок нa дружку, спрятaвшиeся в винoгрaдныx лoзax нeбoльшиe тeррaски, цвeты в ящикax нa пoдoкoнникax… Нa сaмыx стaрыx дoмax нaд двeрью дaжe мoжнo увидeть гoд пoстрoйки дoмa и гeрбы.
Цeркoвь Святoгo Лeoнaрдa пoстрoeнa в гoтичeскoм стилe, яркo oсвeщeнa сoлнцeм, у нee эффeктныe aрки и свoды, дoвoльнo прoстoe убрaнствo с свeтлoгo дeрeвa, плeтeныe стулья, с пoтoлкa пoчeму-тo свисaют стeклянныe фoнaрики – тo ли тaкoй спoсoб oсвeщeния, тo ли в (видах прaздникa пригoтoвлeнo. Для службы пригoтoвлeны мoлитвeнники – вooбщe, в 90% цeрквeй, увидeнныx нaми в Швeйцaрии, прямo в цeркви лeжaт книги.
Слeвa oт aлтaря – зaxoрoнeниe рыцaря с вeрнoй сoбaкoй у нoг кaмeннoгo нaдгрoбья, тутовник жe узкaя крутaя скрипучaя лeстницa вeдeт нa втoрoй диесусный чин, oткудa xoрoшo снимaть витрaжи и oбoзрeвaть свoды цeркви. Рядoм тaинствeннaя двeрь, и низойдя нa нeскoлькo ступeнeй, пoпaдaeшь кaк будтo в другoй (юдоль – тaк тaм тиxo и нeмнoгo стрaшнo. Имeннo туточки вeришь, чтo цeркoвь былa пoстрoeнa в 14 вeкe (1356 г.), a здeсь, вeрoятнo, былa криптa… Зa нaми пo всeй цeркви с любoпытствoм снaчaлa нaблюдaeт, a пoтoм и лaзaeт пoжилaя сeмeйнaя пaрa.
Снaружи к цeркви примыкaeт aркa с нaдписью Lohnhof и яркoй рoсписью сo стoрoны внутрeннeгo двoрa, тaм жe в тиxoм зeлeнoм двoрикe нeдoрoгoй кафе с приличной домашней кухней, оттоле так вкусно пахнет мясом с чесноком и травами… И добыча хороший. Отсюда еще и видимость умиротворяющий – на черепичные крыши и чета рожка Мюнстера, один изо них плотно укутан строительными лесами. Поперек церкви в кустах – памятник швейцарцу-чревоугоднику, (языко пошутил мой муж. Заметили автор этих строк его только на удовлетворенный желудок. Только позже, возвратясь домой, я прочитала, что Lohnhof – бывшая ломбард – сейчас престижные апартаменты, еле ощутимый отель с рестораном и музыкальный Лувр.
Кстати, о необычном увиденном. Неудовлетворительно раза видела на городских улицах пробуксированный провод или веревку, без обиняков над крышами домов, а по части ней шла человеческая фигура – не живая, понятное деятельность, а как будто макет. Как будто это такое, мы неведомо зачем и не узнали, так ась? если вы знаете, сообщите секунду)!
Спускаемся вновь к центру Старого города и выходим к Ратуше. Возлюбленная была построена между 1508 и 1514 годами, и, известная вещь, является одной из самых красивых Ратуш, которые ты да я видели: ярко-красная, хотя не пошлого кумачового цвета, а какого-так удивительно алого, яркого, бьющего до глазам, с узорчатой черепичной крышей, потрясающей росписью стен, резными башенками, балкончиками-эркерами, вечность с фигурками, множеством гербов получи и распишись зубчатом крае крыши – ахти, какая нереальная красота!
Отселе по улицам Старого города, мимо забавных фонтанов и подоконников с цветами, маленьких площадей и людского потока да мы с тобой выходим к городским воротам Spalentor 14 века. Со внутренней стороны (так есть когда вы стоите «в утробе» кольца стен, некогда оборонявших столица) любуешься стройностью пропорций и окрашенный высокой крышей, сложенной изо черепичинок зеленого, синего, желтого и белого цветов, а гляди когда выходишь «наружу» — понимаешь, что за надежной защитой были на города и та самая несохранившаяся стена, и сии ворота… Мгновенно хочется взад. Ant. прямо, под защиту ворот.
Пройдя проход, мы идем мимо цветущих кустов сирени к университетскому саду и выходим к церкви Святого Петра. С одной ее стороны окна круглые, с другого пошиба – прямоугольные, от этого объяснение немного странное. На стенах бесчисленно фамильных гербов тех семей, которые после этого погребены. Главное украшение церкви – кой-где хорошо сохранившиеся и поразительно красивые фрески нате стенах. На них изображены сцены изо Священного Писания, какие-в таком случае сражения, есть картинки с вполне светской жизни. Изображения фресок продаются здесь же, у входа за 1,25 фр. следовать штуку, но разрешено щелкать, чем мы и воспользовались.
Университету времени наш брат уделили немного, просто прогулялись. А суммарно он является старейшим в Швейцарии, основан в 1460 году папой Римским Пием II. Учреждение стал главным центром гуманизма и домом чтобы Эразма Роттердамского, жившего (в с 1520 по 1530 гг. и похороненного после этого же, в Кафедральном соборе Базеля. С 1869 после 1879 гг. Ницше преподавал тогда классическую философию, проживая ровно по адресу Schützengraben 47 (сие если у кого есть погоня посетить).
От церкви Святого Петра да мы с тобой спускаемся ближе к Рейну, и выходим к красивой францисканской церкви 13 века. Абыдно – симпатия работает только с 14 раньше 16, а сейчас около 12 часов. Зато в скверике вопреки нее необычная статуя – бегущий человечек, держащий около ног до сего часа одно голову. Видимо, нестандартный Церетели имеется в каждой стране.
Отселе мы спускаемся к Рейну. Заметили, что же за весь рассказ о Базеле я ни разу маловыгодный употребила слово «река» объединение отношению к Рейну? Язык никак не повернулся, честное слово! Кажется бы и не такой ширины, по образу Волга или Кама, иначе говоря, скажем, Обь, а все непропорционально веет от Рейна нежели-то грозным, мощным, точно это говорят по-русски — мужским началом. Какая контия тут «река». Первый виадук через Рейн (Mittlere Brucke) был построен в 13 веке (1226), и я неведомо зачем и не поняла – позднее возлюбленный перестраивался или нет, так выглядит очень внушительно, и клеймящий по всему, выдерживает своевременный поток машин и пешеходов. С каждой стороны кроссинг увешан разноцветными флагами, а в самом его начале есть расчет тетка с лошадью. Ну ни дать ни взять тут не вспомнить Аничков бюгель? Чуть ниже по течению – переправа при помощи Рейн – на тросе – по (по грибы) 1 франк. Развлекуха для туристов?
В случае если подняться от Рейна несколько вверх, и по пологому подъему — в правую сторону, то перед вами – чудесная кирка 14 в., обильно украшенная орнаментом, росписью, фамильными гербами, в тихом дворике с фонтаном предварительно входом. Сюда как в один из дней прибежала группа тех самых израильтян, которых да мы с тобой обогнали, только приехав в городок, и пока они слепили нас вспышками своих мыльниц, автор этих строк быстро осмотрели церковь и поспешили в Мюнстер, с тем чтобы обогнать эту бестолковую толпу зато хорошо бы там, отчего я забыла оприходовать название этой самой церкви! Что, Святого Мартина. Поправьте меня, делать что я ошибаюсь!
И, наконец, практически после прямой от посещенной церкви – краса и (само)мнение (высокое) Базеля – Мюнстер. Величественный и основательный храм на высоком берегу Рейна, свежепостроенный в 11 веке. Внутри порядком прохладно, убранство простое, стены каменные, двушник ярких круглых витража. Содержание занятие для туристов, коих после этого большое количество – передвижение по-под стен с целью ознакомления, идеже чьи захоронения. А посмотреть лакомиться на что — тут великое мириады надгробий – знатные и прославленные рыцари, графы, епископы, гений чистой красоты Анна из рода Габсбургов (любопытно, почему она не лежит в семейной усыпальнице в Капуцинерскирхе, в Вене) и Эрка Роттердамский. Под алтарной в некоторой свое – более древние захоронения, они закрыты интересах осмотра, и любоваться можно только лишь через толстое стекло. Уплетать даже будоражащее древностью надгробье епископа Рудольфа, умершего в 917 году – чай, он был перезахоронен семо, когда собор был построен.
Вопреки на то, что Базель по слухам часовой столицей, и тут постоянно происходят часовые выставки, часовых магазинов после этого не больше и не поменьше, чем в других городах Швейцарии, да что ты и модели те же самые.
Помните залейся Тингели во Фрибурге? Водан из лидеров кинетизма, особого направления в современном искусстве, Жан Тингели в 1977 году создал во (избежание Базеля целый бассейн своих живых механизмов – полным-полно «Карнавальный», увидеть его допускается возле Kunsthalle, в самом центре города.
Я сейчас писала, что музеям пишущий эти строки не уделили должного внимания, хотя полезные ссылки остались, выходит…
Музеи Базеля
Jüdisches Museum der Schweiz — www.igb.ch
Puppenhausmuseum (Doll’s House Museum) — www.puppenhausmuseum.ch
Kunstmuseum — www.kunstmuseumbasel.ch
Museum Jean Tinguely — www.tinguely.ch
Vitra Museum — www.design-museum.de
Полезные ссылки ровно по городу:
www.basel.ch — Условный Базель
www.baseltourismus.ch – Туристический Базель
www.gva.bs.ch – Официальная чертеж Базеля
И тут мы замечаем, что такое? уже пора бежать в электричку, и несемся, успеваем бери поезд, что идет в Аарау 22 минуты каждого часа.
Аарау
Самое большое мазючки в этом городе – поиски турбюро. Обязанности в том, что в нашем путеводителе, кто, скорее, устаревший справочник после стране, чем собственно указатель, был, конечно, указан его надсыл, и даже местный телефон, однако много ли от него толку, егда ты приехал в незнакомый городище?
Мы, недолго думая, рассуждаем скажем: река внизу, значит, тама рядом Старый город, усмотреть), неподалеку должно быть и турбюро. И приставки не- ошиблись! Правда, есть вольт покороче, чем тот, вдоль которому шли мы: неуклонно от вокзала по Bahnhofstrasse вплоть до пересечения с Rein, переходите с дороги и направо, к реке, она переходит в улицу Graben, ведущую к Старому городу.
Суп, что вы увидите, — Oberen Turn, бывшие городские воротища средневекового города, высоченную башню с битый час 15 века, как оказалось, сие даже самая высокая колокольня Швейцарии – 61 метр. В примыкающем к башне домике и расположено турбюро. С внутренней стороны башни – картиночка «Пляска смерти». Не страшная.
Когда от башни пойти соответственно узеньким улочкам влево, так выйдете к городской церкви 15 века. На взгляд она белая, с очень красивой барочной колокольней и в течение долгого времени, а внутри настолько напомнила нам костел Св. Леонарда в Базеле, соответственно которой мы буквально мало-мальски часов назад лазили, как будто я на мгновение засомневалась: а уезжали ли автор из Базеля. Перед церковью – тихая джариб с фонтаном «Правосудие», одноименная скульптурная формирование имеется и в церкви, вероятно, идеже-то неподалеку располагался средневековый урбанистический суд (а может, и сейчас функционирует, у швейцарцев сие запросто).
От церкви доброкачественно видна еще одна городская пилон — Rore Turm, она округлой конституция, но выглядит не больше неприступно, чем Oberen Turn. Чего греха таить, подойти к ней вплотную маловыгодный удалось – она расположена в частных владениях. Сие напомнило нам Таллинн, рано или поздно одна из лучших во едину от суббот смотровых площадок города (год) спустя возврата старым владельцам собственности в Старом городе оказалась в чьем-так дворе, и доступ на нее был закрыт.
У места, было бы интересно разузнать, как в швейцарских Старых городах живут в старинных домах. Вследствие этого что подруга в Таллинне рассказывала ми, что тем, кто живет в Тоомпеа (сие что-то вроде Кремля), живется совсем не так волшебно, точь в точь кажется туристам – все здания и строения охраняются законом и ЮНЕСКО, и фигли-то кардинально переделывать в них запрещено, что-то около что если уж твои шнурки до 16 века далеко не позаботились об обустройстве теплого клозета в доме, жить тебе в жилье, стоящем и по мнению 1 млн. евро, без оного нет слов веки веков!
Вниз сообразно улице от церкви – местная Ратуша, скромная, же изящная, с зубчатыми зубцами треугольного фасада. Проулок, которая заканчивается у здания Ратуши, ведет по прямой к Oberen Turn. Но нам доколе туда не надо, и наш брат идем вниз, к замку. Главная «шутка» местного Старого города – расписные козырьки фасадов. В таком случае есть крыша нависает надо мостовой перед домом всё ещё примерно на полметра, создавая козырек – то ли через солнца, то ли ото дождя, и с нижней стороны сии козырьки расписаны согласно желаниям и фантазиям хозяев: идеже-то это улыбающиеся ромашки, идеже-то яркие букеты колокольчиков, идеже-то целые послания гостям и пожелания (за доброго хозяевам… Поэтому я гуляли по центру переставать долго, задрав вверх голову и любуясь каждым козырьком. Далее расположена улица In der Halde – дальше дома постарше, чем в верхней части, и (языко мы не искали сарафановый монастырь Святой Урсулы, посуленный нам путеводителем, его отнюдь не нашли. НезачОт. Зато увидели, как Ратуша встроена задней стеной в единаче более старое здание, века 13, симпатия грубо, но надежно сложена их серых булыжников. Может лежать, это когда-то и был оный самый женский монастырь?
Внизу ранее слышится утробное урчание – сие по узкому желобу к мельничному колесу течет струя. Мельница, хоть и историческая, так довольно обычная, а от замка 11-13 в. осталась одна главная вышка – донжон (в Средние века как там защитники замка дрались после последнего, когда замок брали приступом, спустя некоторое время обычно хранили запас продуктов, воды, и казну), которая безотложно используется как городской паноптикум. Отсюда дорога ведет напрямки на улицу Грабен, идеже турбюро, а это значит, какими судьбами наша прогулка по Аарау закончена.
Нате вокзал мы пришли маленько раньше, чем подошел выше- поезд, посидели несколько минут возьми лавочке. Тут вообще отнюдь не принято приходить за тридцать минут-час до отправления, основная что песку морского собирается как раз минут из-за 5-7. Пока я это писала, вспомнила, в духе в ноябре прошлого (2005) лета мы с мужем возвращались изо Питера.
Поскольку я очень маловыгодный люблю Московский вокзал в Питере, пишущий эти строки взяли билеты на колонна, который приходил на Ладожский (высокосортный современный вокзал, нужно затронуть), но поезд это был пробегающий, он шел дальше – пожалуй, на Мурманск. Причем было ужас заметно, что все, который ехал от Москвы, выходили в Питере, и заполнялся возлюбленный едущими из Питера предварительно Мурманска. Во всяком случае, выше- вагон и несколько соседних вышли без остатка в Питере.
Обратно, как оказалось, была схожая вид: все едущие из Мурманска выходили в Питере, и вагоны заполнялись едущими Петроград-Москва. Наш поезд опаздывал взять хоть на час, время было позже, народ нервничал, поэтому, когда-никогда поезд объявили, все метнулись к вагонам. Выше- был совсем рядом с выходом с вокзала, даже бежать отнюдь не пришлось, поэтому мы стали у входа и упорно дождались, пока все изо вагона выйдут. После а вознамерились зайти, памятуя, что же по радио объявили, точно стоянка поездка будет сокращена с 30 давно 15 минут. Однако отвали нам перегородила дородная путеводица, которая объявила нам и до сего часа набежавшим, что пустит возлюбленная только после того, по образу ее напарница подметет в вагоне. Набежавшие нервничали и напирали. Одиноко умные пытались прокрасться с сумками и детьми мимо таких но жаждущих, стоящих организованно, хотя были остановлены грозным окриком проводницы и отправлены в судный день очереди. При этом в прочие вагоны посадка шла полным ходом. Да мы с тобой не особо волновались – пишущий эти строки-то первыми стояли, а обитатели все прибывал и скучивался у вагона. Тетуся окинула толпу пассажиров грозным взглядом и скомандовала: «Созидаться по порядку, приготовить билеты и документы». Самое смешное, который все – то ли через неожиданности, то ли с усталости, то ли с неизбежности — послушались, выстроились мала) в шеренгу по двое-трое и приготовили требуемое. Путеводка заглянула в вагон, удостоверившись, аюшки? почти весь он подметен, и стала упускать по нескольку человек. Ваша милость будете смеяться, но просто за 5-7 минут хана уже сидели в вагоне согласно местам!
Но эти впечатления между тем нам еще предстояли, и наша сестра мирно ждали свой эшелон на Цюрих. Пронесся экой-то экспресс, за ним неслась такая ударная зыбь, что на мгновение перехватило полипноэ. Теперь понятно, почему временами едешь в поезде, на некоторых участках пути ушки закладывает – от скорости. А я грешили на высокогорье… Уфф, (языко хорошо в прохладном уютном вагончике чрез (год) неимоверной жары улиц!!
Баден
С детства я тысячу) раз слышала о Баден-Бадене – курортном городке держи юге Германии – из книг, фильмов, передач в области ТВ. Зимой 2004 лета оказалось, что свой Баден принимать и в Австрии, от Вены задолго. Ant. с него можно добраться хотя (бы) на пригородном трамвае. Сие тихое курортное место с термальными источниками, идеже жил Бетховен. В Швейцарии выяснилось, чисто тут имеется свой Баден, и автор решили посетить и его в свой черед.
Турбюро городка расположено в современном здании поперек вокзала, на первом этаже, идеже милая пожилая дама выдала нам карту и была в такой степени любезна, что нарисовала приемлемый маршрут для прогулки в области городу и немного рассказала об основных достопримечательностях. Действительно, в Бадене сохранился Старый град с замком на том берегу реки, в счёт этого, туристов привлекает аккурат возможность подлечиться термальными источниками.
Отпустило всего начинать пешеходную прогулку, низойдя вниз по ступенькам одесную от здания, в котором турбюро, накануне универмагом Coop City. С подачи несколько метров вы оказываетесь получай старинной улице и движетесь в правую сторону, мимо нарядных домиков. Пройдя метров 100, хозяин сказал: «Точно, Баден, неважный (=маловажный) буду отрицать очевидное». Развратничать тут очень приятно, любуясь нате домики и цветы на подоконниках. Сообразно этой же улочке пишущий эти строки доходим до башни с продолжительное время (Stadtturm), она же – одни с ворот средневекового города. Стены, со временем окружавшей город, не сохранилось. Вслед за часами виднеется церковь с яркой черепичной крышей (Stadtkirche), идеже каждая черепичинка – другого цвета, и скромная ансамбль. Внутри церкви – пышный жертвенник, лепные своды и позолота.
Ради церковью стоит здание Ратуши – оно изрядно напомнило нам римские здания – розовато-рыжими охряными стенами и королем распахнутыми окнами с оригинальными ставнями возьми фоне ярко-синего неба. Ты да я за время путешествий привыкли к тому факту, фигли обычно Ратуша – это мастерская с часами, поэтому увидев, словно вот это – Ратуша, приставки не- поверили и карте, и надписи получай доме, и обошли ее куда ни погляди, а когда нашли часы сверху той стороне здания, что такое? выходит на реку, успокоились.
От этого места хорошо виден город и (водная, но черепичные крыши заслоняют местную примечательность – крытый деревянный мост, комментатор в замок. И только когда пишущий эти строки спускаемся к реке и гуляем точно по улочкам у реки, видим мостишко (Holzbrucke). Обратите внимание сверху одно из зданий (любо-дорого посмотреть на все, а это привлекло наше особое (налегать) – оно как будто выстроено изо дерева, потемневшего от времени, стены (то) есть в беседках, но, подойдя рядом, обнаруживаешь, что под деревом – лупа, стены стеклянные! А за «амбарными» дверями прячутся витрины магазина.
Мосток не очень длинный, зато более чем темный. Пройдя его, оказываешься накануне довольно скромным замком (Landvogteischloss) с розовыми стенками, в котором немедленно расположился местный Исторический глиптотека – гобелены, оружие, национальные костюмы, всё житейский набор простого швейцарского дворянина.
Погуляв по части мосту, возвращаемся обратно, здесь гулять приятнее (так сказала наша тетка из турбюро) – и правда, дорожки к пешеходов проложены вдоль бурных вод реки, надо головой нависают ветви, купающиеся в воде. Тишина и благодать. Наверное, местным отдыхающим тута назначают «дозированную ходьбу».
Повдоль реки мы доходим перед района, где расположены термальные список литературы и основная масса отелей. Премило, уютно, тихо – что к тому же нужно для отдыха? Подальше – желанный парк с обилием цветов. Прогулявшись и опосля, мы разворачиваемся и минут по вине 10 выходим к приятной протестантской церкви, ради которой – та самая штормтрап, от турбюро, и выход к вокзалу.
Куртаг 9 – 1 сентября 2005 возраст. Цюрих – Люцерн – Шаффхаузен – Цюрих
Люцерн
На ране мы садимся на эшелон и едем в Люцерн. Рядом с нами и ровно по всему вагону расселись итальянские подростки, которые звучно стрекочут как сороки. Малышня есть дети, но итальянские с каких же щей-то отличаются особенной громкостью, агрессивной жестикуляцией и неутомимостью вдоль части крика, это пишущий эти строки еще в Италии заметили. Мой засмеялся и сказал, что ноне он понимает, почему в Италии пропал цыган- они им незамысловато не нужны!
В путеводителе, вроде обычно – ноль полезной информации. Обойдемся. Турбюро — возьми вокзале, карты на стенде, у нас – приманка заготовки и карта. Утро яркое, солнечное, радостное, лещадь стать ему и настроение. Перво-наперво, на взятие Люцерна!
Маленечко истории
Сложно сказать, в каком году основан Люцерн. Названия города, правдоподобно, произошло от кельтского «lozzeria» — «водворение на болотистой земле». В 8 веке сверху берегу озера был основан бенедиктинский храм, и только в 1178 г. встречается припутывание о Каппелькирхе (Kapellkirche), которая пока что называется капеллой Святого Петра. Иначе) будет то была церковь – значит, был и городок, или большое поселение. Люцерн присоединился к швейцарской конфедерации в 1332 г., в надежде выйти из сферы влияния Габсбургов, тянувших приманка хищные руки к городу.
Прогулки по части городу
Справа от вокзала есть смысл знаменитый своей уникальной крышей концертный ападана, слева – пристань с белоснежными теплоходиками, забитых задолго. Ant. с отказа довольными жизнью и с лица пожилыми туристами. Набережная застроена нарядными особнячками, похожими получай свадебные торты, по озеру плавают белоснежные лебеди. Житье-бытье прекрасна и удивительна!
Не торопитесь пролегать поперек мост Каппельбрюкке! С этой стороны реки (симпатия называется Kleinstadt) тоже подчищать на что посмотреть! В частности, на роскошную до неприличия иезуитскую кирка 17 века, внутри которой – сплошное розовое кремовое барокко, (само собой) разумеется такая роспись потолка, кое-что сердце сначала замирает, а в дальнейшем начинает биться учащенно. Задний раз такое со мной произошло в Риме, в церкви Иль-Джезу. Извне она примечательна «двурогим» фасадом, идеже каждая из башен увенчана куполом луковичной конституция.
Рядом с ней стоит францисканская лютеранская церковь (Franziskanerkirche) 13 века, с замечательной резной деревянной кафедрой, а с левой стороны через алтаря – 2 капеллы – потолок по-над ними украшен шаловливыми ангелочками. В крайней капелле ошуюю. Ant. справа уделите внимание жуткой мумии с мечом, а по-под стен вывешены штандарты поверженных врагов. «Кто такой с мечом к нам придет», подобно ((тому) как) говорится.
С этой стороны к тому же можно посмотреть на прачечная правительства кантона (Rittersche palace), построенное в 16 веке в стиле флорентийского ренессанса, получи и распишись многочисленные средневековые здания с причудливыми балкончиками, башенками, и к мосту, к мосту.
Напомню тем, который дожил досюда с самой первой части повествования, по какой причине поехали мы в славную страну Швейцарию подобно ((тому) как) раз тогда, когда страну лгун и прямо-таки топило в полноводных реках, и вот то-то и есть по этой причине автор поехали в Люцерн в последнюю хвост – ему от наводнения влетело больше всех. В новостях показывали жизнерадостных туристов, бродящих согласно колено в воде, а мы переносили поездку в Люцерн бери подальше. Когда же наш брат добрались до него, приток еще бурлила, но держи набережную уже не выплескивалась, и бери том спасибо.
Символ Люцерна – долгосрочный крытый деревянный мост Капельбрюкке (Kapellbrücke) 14 века с остроконечной башней Вассертурм (Wasserturm) в центре – возлюбленная служила и сокровищницей, и архивом, и даже если тюрьмой. Мост не скрытый, а с поворотами и изгибами, что особенно примечательно. Неповторимость его состоит и в том, кое-что под кровлей у него – треугольные картины 17 века получай исторические сюжеты, настоящие, никак не какие-нибудь копии! Картины пронумерованы, и нате № 31, например, можно подметить сцену, на которой Рыцарь Телль стреляет в яблоко нате голове своего сына. Получи № 3 – вид города в раннем средние века; № 4 – основание люцернского монастыря, № 6 – столица около 1600 года, № 38 – немалый пожар 1340 года. В дополнение того, там изображения святых, битв и эпохальные действие в истории города.
Очень необдуманно со стороны швейцарцев было хранить уникальные картины практически лишенный чего присмотра и в таких нетепличных условиях, вслед что и поплатились – в 1993 году линия загорелся, и пожар уничтожил кусочек моста вповалку с картинами. Поэтому в центре моста бери месте сгоревших картин — пустые обгорелые места, в поучение потомкам и неосторожным туристам.
Автор переходим мост и направляемся к капелле Святого Петра (St-Peterskapelle), симпатия возведена в 18 веке, и безумно простая по интерьеру, хотя именно здесь когда-так стояла Kapellkirche, первая капелла города,12 века. Следовать капеллой сразу начинаются расписные домики – только лишь успевай снимать! Роспись варьируется ото вполне благопристойных бытовых сцен и банальных узоров предварительно сюрреалистичных рожиц, языков пламени, знаков зодиака и карнавальных масок, фамильных гербов, генеалогических древ, и башенки, флаги, эркеры! Донжон в центре подкачала – на фоне лишь этого праздника жизни, промежду расписных стен она выглядит эдакой букой, сложенной с сурового серого камня, и просто-напросто большой циферблат красного цвета в лазурной окантовке едва оживляет эту серость. Хороши ещё раз 2 памятника людям с птицами: гаврош, держащий под мышками двух нить, и мужчина с голубем – по неодинаковые стороны Ратуши, построенной в стиле итальянского ренессанса в начале 17 века.
А я движемся к городской крепостной стене общей протяженностью 870 м, построенной близ в 14 веке. Напротив самой первой башни – единаче один старинный мост, Spreuerbrücke (1408), с жуткой картиной «Галоп смерти» (Dance of Death) и низкий часовней.
Поднимаемся к первой башне (только (лишь) их 9), и идем по стены, защищающей город. В какой-никакой-то момент стена делает лукоморье и «взбирается» вверх на высота. Сразу оказываешься как прикрываясь чем «за городом» — в помине (заводе) нет ни городского шума, ни суеты, а только лишь яркое солнце и зеленая травка. Годится. Ant. нельзя идти по узкой тропке в упор у стены, почти касаясь ее плечом, а есть – по дорожке чуть одаль. От стены веет холодом, ажно несмотря на то, а день выдался жаркий, а видишь подальше мы пошли, греясь получи и распишись солнышке.
У третьей башни из-за чисто символической загородкой – двум веревочки — лежат бычки. Самые настоящие – заросшие предварительно неприличия, лохматые и невозмутимые. Особи постарше огромных размеров с острыми рогами, помладше – также большие, и с проклюнувшимися рожками. Им печет, и они лениво что-так жуют, валяясь на травке у корытец с вплавь. И удивительно — рядом школа, ровно по тропинке бродят дети, и ни одна собака этих бычков не боится! По всей (вероятности, они очень спокойные.
По (по грибы) двумя пацанами мы поднимаемся для одну из башен рабский стены, отсюда открывается дивный вид на город и лиман, и хотя по стене молодцевато бегают даже школьники, полно равно идти страшновато. С целью прогулок поверх стены нескрытно 2 пролета между трех башен, средняя, Zytturm – с уникальными без конца, самыми старыми в городе, им инда разрешено бить на 1 побудь на месте раньше остальных.
Спускаемся и по новой гуляем по Старому городу, отдавая должное всему красивому и необычному. В большом здании – «Вид Бурбаки», но туда автор этих строк не пошли, вспомнив доклад одного знакомого, что позднее «здоровенная картина, изображающая каких-в таком случае зольдат на привале, и из-за такие деньги лучше обернуться три раза в «Бородинскую панораму».
Вслед не очень примечательной калиткой – банальный памятник датского скульптора Торвальдсена «Издыхающий лев» — 700 швейцарским гвардейцам, которые защищали терем Тюильри от восставших масс в 1792 г. — после последнего. Инициатором установки стал третьего) ранга папских швейцарцев, который убедил Торвальдсена, работавшего после этого в Риме, сделать памятник погибшим друзьям. Свидетельство был установлен в 1821 г. Получай стенде у входа в скверик, идеже расположен памятник, есть порядком старинных фотографий, как его делали.
Сейчас о впечатлении, которое этот артефакт произвел на меня. Туся Твен говорил, что сие самый печальный памятник возьми свете – и не ошибался – рыдания здесь сами наворачиваются в глаза, и даже на фотографии я предварительно сих пор равнодушно вкруг себя взирать очами не могу. Лев высечен навытяжку в скале, умирающее царственное невежа лежит в огромной нише, а рожа (не поворачивается язык скропать «морда») искажено мукой. Около нишей – небольшое спокойное озерцо, ни дать ни взять будто слезы…
Подо львом в скале высечены имена погибших гвардейцев, а саму скалу точно будто поцарапал когтями офигительный хищник – на камне доступно видны глубокие царапины. Сперва я подумала, что это подгребки от технических приспособлений, которые использовал Торвальдсен, работая по-над памятником, но позже, ознакомившись с литературой, узнала, что же это следы ледника такие жмыхи оставляли камни, двигавшиеся вослед за ледником по скале.
Подле — интересный музей, как Водан из примеров того, (как) будто на практически пустом месте не запрещается сделать хорошие деньги. Тута я умолкаю и предоставляю слово и да и нет-знакомой Рине К. – лучше, нежели она, сложно описать впечатления ото ледника.
«Когда-то все территория между Альпами была покрыта льдами. Тут. Ant. там были мощнейшие ледники, отдельные люди из которых сохранились впредь до сих пор. Всеобщее оттепель грозит тем, что они исчезнут в полном смысле слова, а они являются основным источником пресной воды в Европе. Альпы содержат 1/3 всего ((и) делов водного запаса Европы и питают 4 крупных реки: Сообразно, Рейн, Дунай и Рону. 20 миллионов парение назад в Швейцарии был знойный климат, росли пальмы (убирать отпечатки на камнях) и водились экзотические животные. Безукоризненно 20 тыс. лет отдавать землю сковал лед. Его толща в районе Люцерна составляла что-то около километра.
В 1872 г. некий засранец по имени Йозеф Рыцарь Амрайн хотел строить возьми этом месте подвалы во (избежание хранения бочек, собирался начать винным бизнесом. Его пролетариат натолкнулись на скалы лещадь землей со странными шурфами. Амрайн заинтересовался ими, стал осваивать ледники и в итоге открыл кунсткамера вместо погреба. Это Водан самых старых музеев такого рода и Водан из немногих в Европе. Спирт находится под открытым небом, надо камнями натянут тент с дождя. Рядом стоит шатёр семейства Амрайнов – очень, я вас скажу, немаленький и небедный хижина в 3 этажа с чердаком. И обстановочка в его исторической части указывает возьми высокое положение хозяев. Бешено мне понравились люстры, украшенные оленьими рогами. Держи столбе висели часы-паровоз с человеческим лицом, в котором лупетки бегали туда-сюда. Ее самое дом белый с красными деревянными ставенками. (во)внутрь все отделано деревом.
Самой главной достопримечательностью музея являются крупные ледниковые котлы – тетюха самые спиралеобразные впадины, в которые наткнулись рабочие Амрайна. Талые воды текли с первого взгляда по поверхности льда и насквозь щели проникали внутрь ледника, в духе это наблюдается в альпийских ледниках и пока. В основании ледника давление особенно велико. В стремительном потоке возникали водовороты, проворство течения в которых достигала другой раз 200 км/ч. Так лещадь действием мутных потоков талых вод, полных песка и гальки, (за лишь за несколько полет возникали ледниковые котлы, не отличить на внутренности домика улитки. Самый гигантский по размеру котел в музее имеет глубину 9,5 м. и поперечник 8 м».
Отсюда мы идем майна. Ant. вверх к озеру, и минут через 5 выходим к «двурогой» церкви Хофкирхе (Hofkirche) 12 века, после перестроенной в 17 веке, а построенной возьми том самом месте, идеже стоял первый монастырь города 8 века. Промеж (себя) двумя островерхими башнями, сложенными с серого камня, необычно нарядная белокаменная инклей с псевдоколоннами, часами, фигуркой святого и гербом города. В дворике пред церковью – некрополь – семейные захоронения, пожалуй, тут до сих пор хоронят. Со ступеней церкви открывается а вид на город. Как-нибуд-то к церкви вел до этого часа один деревянный мост – Hofbrücke 13 века, однако он был снесен в 1834 году.
У входа в костел – статуя Св. Себастьяна с в сопливом возрасте, кстати, непонятно, почему его избито изображают молодым и красивым – по мнению легенде, он был обезображен в битве и ласкательно детей, носил им подарки, являясь, таким образом, прообразом Деда Мороза. Для большой деревянной двери изображены покровители города: Белый Легер и Святой Мауриц (St Leger; St Maurice). В утробе убранство в стиле «позднее барокко»: жертвенник из черно мрамора с золочеными завитками, боковые алтари – великолепно золоченые и красочно расписанные. Неподалёку в церковью – Rothenburgerhaus, один с самых старых деревянных зданий в городе, датируемый приближенно 1500 годом.
Прогуливаясь по набережной, видим отель Schweizerhof – тогда останавливался Лев Толстой. Умели перекуривать русские писатели.
Вернувшись в Цюрих, стали мыслями где), куда бы еще поехать – времени опять было почти полдня. Бросив созерцание на новые часы мужа, я предложила Шаффхаузен. Едем!
Шаффхаузен
Маленечко истории
Вероятно, название города происходит через немецкого слова «корабль» — Schiff. На первом месте упоминание о городе под названием Scafusun встречается в 1045 году, о нем пишут (языко о крупном порте и торговом городе, туточки селились богатые купцы. К Швейцарской конфедерации остров присоединился в 1501 году.
Феноменальный случай для нейтральной Швейцарии – крепость во время Второй всемирный войны американская авиация бомбила целых 2 раза – 1 апреля 1944 возраст и 22 февраля 1945 лета. Оба раза американское доминирование уверяло, что пилоты «ошиблись», посчитав, чего город на немецкой территории, так скорее всего, бомбежки производились спецом – союзники стремились уничтожить военные заводы, работавшие, сиречь она считали, на нацистов. Знания американского командования не изменились по части сей день.
Прогулки после городу
Поезд из Цюриха согласен 14 минут каждого часа. Ход к Старому городу лежит с вокзала по узкой улочке по-под часовых витрин прямо, ужотко вправо. Вы попадаете возьми улицу Vorstadt, всю столь пропитанную средневековым духом, а перестаете понимать, почему тогда люди в современной одежде. В родных местах разноцветные и яркие, со смешными балкончиками, а изо одного вообще выглядывает худущий, причем он не дикий, а смешной. Сразу вспомнилось, словно в школьном кабинете биологии жил живые мощи «дядя Вася», которым обучательница биологии пугала первоклассников, рассказывая им, по какой причине это бывший нерадивый курсистка.
Дабы добрести до турбюро, вы нужно по этой но улице двигаться вправо, впредь до розового дома с часами получи площади, где стоит источник, сразу окрещенный мной в духе «Мавр», удивительно напоминающий классика русской поэзии. Огибаете башню по правую сторону и выходите на просторную метраж, усыпанную мелким светлым гравием, с правой стороны площади из-за кустами и прячется турбюро, идеже нам выдают забавную карту с проложенным маршрутом и кратким описанием местных культурных ценностей. Я описываю до малейших подробностей, потому что поиск турбюро числом стрелочкам указателей на городских улицах напоминает тренинг в области спортивному ориентированию.
Возвращаемся возьми площадь Fronwagplatz с часовым домом и оглядываем гест. В средние века тут был развал и кипела жизнь, сейчас возлюбленная тоже кипит, в основном, по (по грибы) счет туристов. Дом с целый век – Fronwagturm, астрономические часы получи и распишись нем датируются 1564 годом. Плечо в плечо здание Herrenstube, одно с самых знаменитых в городе, этакое пышное барокко, а этак в 100 метрах по адресу Oberstadt 16 обратите сосредоточенн на впечатляющий фасад здания Zum Steinbock. Дорога Oberstadt заканчивается средневековыми городскими воротами Obertor, добродушный прямоугольной башней из серого камня.
Шелковичное) дерево же, на Fronwagplatz — пара фонтанов – один (Mohrenbrunnen, 1535) – оный самый «Мавр», вернее, маврский король, второй (Metzgerbrunnen, 1524) – целиком и полностью европейский мужик, т.к. это девташлар швейцарскому наемнику. Дальше пишущий эти строки движемся по Vorstadt и доходим вплоть до знаменитого дома «У Золотого быка» (Zum Goldenen Ochsen) в соответствии с адресу Vorstadt, 17 – его фикция украшен потрясающими фресками 17 века. Как например, женщины, олицетворяющие 5 чувств: девушка, держащая зеркало – зрение, перчатку – чувство, цветок – обоняние, инструмент – весточка, и кусочек торта – вкус.
Возьми Vorstadt, 43 расположен кроме один интересный дом — Zum Grossen Käfig, сверху настенной росписи которого изображен шествие Тамерлана. Тут же недалече еще одни сохранившиеся городские воротца – Schwabentor, тоже простые, украшенные всего лишь часами с разноцветным циферблатом. Вежа датируется 1370 годом.
Ради городских улиц харак